» История и традиции Молчадской санаторной школы-интерната

 
 
 

История и традиции Молчадской санаторной школы-интерната


В ноябре 1939 года после освобождения Западной Беларуси Барановичское Временное управление приняло решение об открытии детского дома в местечке Молчадь. Первых его воспитанников разместили в приспособленных помещениях, брошенных убежавшими поляками: в Сунголовщине (в усадьбе пана Валицкого, на нынешней территории школы-интерната). Сначала в детдоме было 10 детей-сирот, а в 1940 году их численность возросла до 80 человек. Это были дети в возрасте от 10 до 14 лет. В первые дни войны воспитанники детского дома были эвакуированы.

После освобождения нашей местности от фашистов детский дом в Молчади возобновил свою работу. В июне 1955 года в него влились воспитанники Гуличского детского дома Ляховичского района.

Молчадский детский дом существовал до 1962 года. В связи с введением в строй новых учебного и двух спальных корпусов 29 августа 1962 года, был издан приказ о его реформировании.

С 1 сентября 1962 года образовалась и действовала до 1 сентября 1991 года санаторная школа-интернат для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза с количеством учащихся от 220 до 250.

Выбор места для подобного заведения был неслучайным. Территория школы-интерната находится в сосновом лесу за деревней Молчадь, рядом протекает река Молчадка (приток Немана). Школа комплектовалась детьми из Брестской области. Направляли их сюда городские и районные противотуберкулезные диспансеры. Наполняемость каждого класса составляла 25 учащихся. В 1966 году Молчадская санаторная школа-интернат стала средней, единственной из школ-интернатов такого типа в БССР. Учеников в 9-е классы стали набирать не только из Брестской, но и из Минской, Могилевской и Гродненской областей.

Свежий сосновый воздух, хорошее питание, профилактическое лечение были составными частями оздоровления детей. Воспитанники находились на полном государственном обеспечении.

В апреле 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа и встал вопрос об оздоровлении детей из загрязненных районов области. По плану Министерства просвещения БССР такой школой-интернатом должна была стать для Брестской области именно наша школа. Летом 1990 года школа принимала на оздоровление детей из Лунинецкого и Столинского районов.

С 1 сентября 1991 года Молчадская школа-интернат перепрофилируется в неполную среднюю общеобразовательную.

С июня 1992 года статус нашей школы был изменен. Она становится школой-интернатом для детей, в семьях которых неблагоприятные условия жизни.

С 2007 года школа получила новый статус и стала школой–интернатом для детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Очень важным для истории школы-интерната был 2011 год, год вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании. Учреждение прекращало деятельность в прежнем статусе. В апреле 2011 года управлением образования Брестского исполкома была объявлена ликвидация учреждения…

Но уже 30 июня 2011 года управление образования обратилось к председателю Брестского облисполкома с предложением изменить профиль школы в соответствии со вступающим Кодексом. Константин Андреевич Сумар, губернатор Брестской области, поддержал инициативу управления образования и согласовал вопрос об изменения профиля учреждения.

Учитывая то, что материальная база школы создавалась по типовому проекту детского оздоровительного учреждения и место расположения пригодно для функционирования санаторно-оздоровительного учреждения, 4 августа 2011 года Брестским областным исполнительным комитетом было принято решение № 722 о переименовании учреждения в ГУО «Молчадская санаторная школа-интернат».

За все годы функционирования материальная база школы-интерната укреплялась за счет средств областного бюджета и спонсорских средств зарубежных благотворительных организаций.

Для организации образовательного процесса имеется учебный корпус с актовым залом и спортивным залом, два спальных корпуса для проживания детей, медицинский блок с физиотерапевтическим кабинетом и физиотерапевтическим оборудованием, оснащенный процедурный кабинет, аптека, стоматологический кабинет, изолятор на 16 мест, кабинеты врача и дежурной медсестры. Имеется также пищеблок с необходимым технологическим оборудованием. Банно-прачечный корпус для купания детей и стирки белья. Имеются стадион и спортивная детская площадка.

Кадровый потенциал способен полноценно обеспечить функционирование санаторной школы-интерната: имеются педагоги для организации образовательного процесса, врач и средний медицинский персонал для организации оздоровления, специалисты и технический персонал для обслуживания детей с круглосуточным пребыванием.

Основное внимание при выполнении задач годового плана уделяется реализации особенностей учебного плана санаторной школы-интерната, проведению уроков физической реабилитации, музыкально-ритмических занятий, расширению лечебно-оздоровительных процедур (открыты 2 новых медицинских кабинета – фитотерапии и спелеотерапии).

Приоритетным направлением деятельности школы-интерната является совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы здоровьесберегающих технологий, оказание социально-психологической поддержки учащимся, расширение комплекса лечебно-оздоровительных услуг для учащихся.